Задание 28 по Обществознанию ЕГЭ

Алгоритм выполнения Задания 28 по Обществознанию ЕГЭ Составление плана.

Назывная форма плана раскрытия данной темы:

  1. Понятие о глобальных проблемах.
  2. Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.
  3. Причины экологического кризиса:
    • а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
    • б) потребительское отношение к природе;
  4. Проявления и последствия экологического кризиса.
  5. Пути преодоления экологического кризиса:
    • а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;
    • б) использование достижений науки для уменьшения выбросов в окружающую среду;
    • в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Вопросная форма плана раскрытия данной темы:

  1. Что такое глобальные проблемы?
  2. В чём заключается сущность экологического кризиса? Какова его связь с другими глобальными проблемами?
  3. Каковы причины экологического кризиса?
    • а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
    • б) потребительское отношение к природе.
  4. Каковы проявления и последствия экологического кризиса?
  5. Каковы пути преодоления экологического кризиса?
    • а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;
    • б) создание безотходных производств;
    • в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Тезисная форма плана раскрытия данной темы:

  1. Глобальные проблемы – совокупность проблем, возникших перед человечеством во второй половине XX века и от решения которых зависит существование человеческой цивилизации.
  2. Сущность экологического кризиса заключается в нарушении экологического равновесия на планете в результате усиления отрицательного воздействия производства на природу. Экологический кризис связан с другими глобальными проблемами:
    • а) потепление климата приводит к таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, что ставит под угрозу среду существования отдельных народов;
    • б) от загрязнения атмосферы, почв, рек и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран и континентов (голод, болезни и т.п.);
    • в) истребление отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдалённых последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.
  3. Причины экологического кризиса:
    • а) человечество, вызвав к жизни мощные производительные силы, не всегда может поставить их под свой разумный контроль, т.к. уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи;
    • б) в сфере материального производства возросло потребление природных ресурсов. За вторую половину XX века было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества.
  4. Преодоление экологического кризиса возможно только в результате повышения экологического сознания людей, подразумевающего:
    • а) преодоление потребительского отношения к природе;
    • б) создание безотходных производств;
    • в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Предпочтительнее составление плана в назывной или вопросной форме, на составление тезисного плана потребуется значительно больше времени, а время ограничено (от 2-х до 8 минут).

Вторая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какой-либо узкой теме.

Пример: «Деятельность как способ существования людей»:

  1. Понятие деятельности.
  2. Отличия деятельности человека от поведения животных.
  3. Структура деятельности:
    • а) цель
    • б) средства
    • в) действия
    • г) результат
  4. Основные виды деятельности:
    • а) практическая
    • б) духовная
  5. Роль деятельности в жизни общества и человека.

Вот примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:

  1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов: 1) Что такое… 2) Понятие … 3) Определение…
  2. Затем, если возможно, выделить следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития) … Этот пункт можно детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти причины. 2) Подходы к определению понятия… (сущности…), например: Теории происхождения… Взгляды мыслителей на … Этот пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы.
  3. Далее выделить характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах.
  4. Функции… (детализировать в подпунктах).
  5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) … (детализировать в подпунктах).
  6. Значение (роль, последствия, тенденции и т.п.) …
  7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.) … в современном обществе (мире).
  8. Пути решения.

Алгоритм составления плана по теме:

  1. Понятие, сущность …
  2. Характерные черты (признаки):
    а)
    б)
    в)
  3. Важнейшие задачи, основные функции:
    а)
    б)
    в)
  4. Формы, типы, виды классификации:
    а)
    б)
    в)
  5. Особенности (проблемы, специфика) в современную эпоху
  6. Проблемы становления (особенности развития) объекта в современной России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.