Урок: (видео) «Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах ЧС»

ОБЖ. 10 класс.

Учитель: Ряписов Максим Алексеевич

Тема урока: Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах ЧС.

Цель урока: Формирование знаний об основных принципах и значении организации и ведения аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Задачи урока:

  • обучающие: формирование умения систематизировать и ориентироваться в полученных знаниях, свободно владеть ими и применять на практике.
  • развивающие: формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля; формирование умений работать с различными видами источников; развитие коммуникативных компетенций.
  • воспитательные: развитие внимания, памяти, познавательного интереса к предмету, умение рассуждать и аргументировать свои ответы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, самостоятельная работа.

Оборудование: Компьютер, Мультимедиа-проектор, интерактивная доска, меловая доска, плакат «Виды ЧС», планы-разнарядки для учащихся, групповые задания, нагрудные знаки «Спасатель», наклейки, куклы, специальный знак «Аммиак», детские противогазы.

Структура урока:  Время урока – 45 мин.

  1. Орг. момент. Постановка задач урока. 2 мин
  2. Актуализация знаний. 2 мин.
  3. Изучение нового материала. 32 мин.
    • Теоретическая работа.8 мин.
    • Практическая работа в малых группах. 12 мин.
    • Практическая работа в больших группах. 7 мин.
    • Работа с учителем у доски. 5 мин.
    • 4.Подведение итогов. Оценка ответов учащихся. 2 мин.
  4. Домашнее задание.  2 мин.
  5. Рефлексия. 5 мин.

Ход урока:

1. Орг. момент. Постановка задач.

(На начало урока учащиеся сидят за семью партами по 3 — 4 человека).

Постановка темы и задач урока.

– Здравствуйте, уважаемые десятиклассники. Меня зовут Максим Алексеевич Ряписов и на сегодняшнем уроке я буду вашим помощником в получении новых знаний и применения их на практике. Пожалуйста садитесь. Наш Урок будет немного не обычен, но я прошу Вас отнестись серьёзно ко всему, что будет происходить. Надеюсь что наша работа будет плодотворной, творческой и полезной, как для вас так и для меня.

Итак. Приказом директора школы от 12 марта 2014 года № 33 на базе вашего класса созданы курсы подготовки специалистов по предупреждению и ликвидации ЧС. Так что сегодня вы стали слушателями курсов «Юный спасатель». Учебники и тетради нам сегодня не понадобятся, а вот ручки будут нужны. В работе мы будем использовать так называемый план разнарядку (взять в руки), обратите внимание на каждой парте имеется такой план. По окончании урока вы сможете прикрепить план-разнарядку к обложки вашей тетради к обложке с помощью двустороннего скотча.

2. Актуализация знаний. Устная работа.

Уважаемые юные спасатели, посмотрите пожалуйста на этот плакат. Здесь перечислены различные виды Чрезвычайных ситуаций.  (Пауза) Скажите, какие из перечисленных ЧС возможны в Камчатском крае вообще и городе Петропавловске-Камчатском в частности. (Учащиеся перечисляют ЧС, и говорят где они возможны, если не перечисляют то подсказывает учитель). А какая на ваш взгляд самая актуальная и опасная ситуация в Камчатском крае. Правильно! Мы должны быть готовы в кратчайшее время и с наименьшими потерями ликвидировать эту ЧС.

3. Изучение нового материала.

Теоретическая работа.

А для ликвидации различного рода ЧС  существует всероссийская система по предупреждению чрезвычайных ситуаций которая координирует и направляет действия специальных служб по ликвидации и прогнозированию данных ситуаций и называется она РСЧС и ГО.

Итак мы плавно перешли к теме первого занятия наших курсов «Юного спасателя», (Слайд « Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах ЧС.«) Как вы думаете какая цель нашего урока? Ответы учащихся. Обобщая всё что вы сказали, можно определить цель нашего занятия. Узнать основные принципы и значение организации и ведения аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Посмотрите пожалуйста в планы, которые вам были розданы и внимательно прочитайте определения аварийно-спасательных и неотложных работ (учащиеся читают 20-25 сек).

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций (ЧС), локализации ЧС и подавлению или доведению до минимального возможного уровня, воздействия характерных для них опасных факторах.

Для всестороннего обеспечения  аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности организуют и проводят неотложные работы.

Выделите из данной прочитанной информации основное содержание аварийно спасательных работ. (Если не скажут, так для чего они проводятся) Молодцы! Правильно! Самое главное при проведении аварийно-спасательных работ — это действия по спасению людей, которые находятся в зоне ЧС.  Теперь внимательно посмотрите на основные этапы аварийно спасательных и других неотложных работ. Сколько их? Назовите? (опросить детей по именам) На что они направлены? (На спасение людей).

Этапы АСДНР

  1. Поиск и обнаружение пострадавших.
  2. Обеспечение доступа спасателей к пострадавшим.
  3. Оказание пострадавшим I мед. помощи.
  4. Эвакуация пострадавших

Практическая работа в малых группах

Вот и мы с вами сегодня попытаемся воспроизвести работу аварийно-спасательных служб. Посмотрите на оборотную сторону ваших планов-разнарядок. Здесь написано название той службы сотрудником которой вы стали. На примере какой то службы показать действия учеников. (сотрудники службы транспортного обеспечения перейдите пожалуйста за этот стол).

Службы организованы, но для того чтобы они работали взаимосвязано, но для того чтобы они работали взаимосвязано, нам необходим орган, который будет координировать действия всех служб. Таким органом будет региональный центр по ГОЧС, начальником которого буду я. Итак, руководитель назначен, службы сформированы, но пока мы с вами тут говорили, произошла чрезвычайная ситуация. Дежурному по региональному центру поступило срочное сообщение. Прежде чем мы его заслушаем, обратите внимание на бланки оперативной сводки (показываю), которые лежат у вас на столах. (пауза для найти — посмотреть) В процессе просмотра оперативной информации, вам необходимо заполнить эти бланки, для того, чтобы правильно решить поставленные перед вами задачи.

Внимание на экран. (Показывается новостийный видеоролик на 1,5 мин.) В информации, было сказано, что в центр событий, направлены спецслужбы, т.е. это мы с вами. С этого момента мы приступаем к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В результате разведки, нам удалось выяснить план города Н. с расположением основных объектов и дорог. (Вывести на экран). Этот же план есть у каждой службы обеспечения. Вам необходимо, в течение трёх минут, посовещавшись решить задачу. У каждой службы она своя. Обратите внимание, что задача состоит из двух частей, задание и решение, которое вы должны заполнить. Ответ вы выстраиваете в соответствии с поставленной задачей, как у вас указанно, и докладываете его. Действия всех служб строго взаимосвязаны, поэтому необходимо внимательно слушать своих коллег.

(Решаются  задания по службам) Скажите пожалуйста, нам нужна информация от гидрометеорологической службы при ликвидации ЧС. (Да). В чём задача вашей службы (опрашивать по именам) (я спрашиваю по задачам и отмечаю у себя на доске).

Начальник службы транспортного обеспечения, какая ваша основная задача. Я работаю дальше с картой по вопросам с наклейками.

Задачи служб

1. Служба гидрометеологического обеспечения предусматривает передачу органам управления и командирам формирований сведений о состоянии и прогнозе погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и о возможном характере их развития.

Задача: На четвёртые сутки северо-западный ветер принесёт в район ЧС небольшой циклон, который продержится в над городом трое суток. В течение первых восьми часов количество осадков составит 1 миллиметр в час, последующие сутки 3 миллиметра за 6 часов, в оставшееся время количество осадков составит 2 миллиметра за 8 часов. Сколько миллиметров осадков выпадет в зоне ЧС за время циклона?

Решение:

1) всего 72 часа на циклон

2) за первые восемь часов 8 мм осадков

3) за сутки 24:6=4*3 мм=12 мм осадков

4) оставшееся время 40 часов:8*2=10 мм осадков

5) 8 мм+12мм+10мм=30 мм осадков

Ответ: Служба гидрометеорологического обеспечения должна передавать своевременную информацию о состоянии и прогнозе погоды в районах ведения работ и о возможном характере их развития. По данным спутникового наблюдения в район ЧС северо-западный ветер принесёт небольшой циклон на три дня. За время нахождения циклона предполагается выпадение осадков в количестве 30 миллиметров. Обращаем внимание всех служб на направление ветра в регионе (указать направление ветра на схеме).

2. Служба транспортного обеспечения занимается определением объёма и характера перевозок, учет всех видов транспорта, определением сроков погрузки и разгрузки, маршрутов, организацией контрольных пунктов и фиксацией сроков прохождения, резервом транспортных средств.

Задача: Один вертолёт Ми — 26 перевозит одну единицу специальной техники или до 20 тонн груза. Для доставки груза, разгрузки в пострадавший город и возвращения на базу для погрузки и обратного вылета требуется 18 часов. Сколько понадобиться вертолётов Ми — 26 чтобы доставить таким образом в пострадавший город 100 тонн груза и 15 единиц специальной техники в течение 3 суток?

Решение:

1) 100 тонн : 20=5 перелётов

2) 3 суток*24=72 часа:18=4 раза один вертолёт

3) всего надо совершить 20 перелётов:4=5 вертолётов

Ответ: Перед нашей службой стоит задача доставить в пострадавший город  100 тонн груза и 15 единиц специальной техники в течение 3 суток. Доставку грузов мы будем осуществлять вертолётами Ми 26. Для этого понадобится _5_ вертолётов. Посадку вертолётов рекомендуем проводить (указать место на схеме).

3. Служба дорожного обеспечения должна к указанному сроку подготовить маршруты для пропуска транспортной техники, поддерживать дороги в рабочем состоянии.

Задача: Для поддержания 500 метров дороги в рабочем состоянии требуется 2 грузовика и 1 погрузчик, которые должны осуществлять работу круглосуточно. Для поддержания круглосуточной работы техники люди работают по 8 часов в сутки постоянно меняя друг друга. Сколько специалистов понадобиться задействовать в течение 15 дней при ликвидации ЧС, для поддержания  работоспособности 7 километров дорог?

Решение:

1) 4 грузовика + 2 погрузчика на км = 6 единиц

2) 6*3 человека в сутки = 18 человек на км в сутки

3) 7*18 = 126 специалистов

4) 4 грузовика*7 км=28 единиц

5) 2 погрузчика*7 км=14 единиц

Ответ: Служба дорожного обеспечения должна обеспечить работоспособность дорог протяжённостью 7 километров. Для этого на каждые 500 метров дороги нам необходимо 2 грузовика и 1 погрузчик с круглосуточным режимом работы, который обеспечивается 3 сменами рабочих. Всего на 7 километров дороги потребуется __28___ единиц грузовиков, __14___ единиц погрузчиков и ___126_________ специалистов, которые обеспечат круглосуточную работу машин. Основная работа техники будет проходить (указать места на схеме).

4. Служба инженерного обеспечения решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, применению средств механизации, оборудованию в местах ведения работ пунктов водоснабжения и обеспечения водой.

Задача: На каждого специалиста задействованного в ликвидации ЧС в городе требуется 2 литра питьевой воды в сутки. Всего задействовано в ликвидации ЧС 5500 человек. Сколько 20 литровых бутылей воды понадобиться на всех спасателей в течение 15 дней?

Решение:

1) 2*5500=11000 на одни сутки

2) 11000*15=165000 литров на 15 суток

3) 165000:20=8250 бутылей по 20 литров

Ответ: Перед нашей службой стоит задача обеспечить 5500 тыс. спасателей задействованных в ликвидации ЧС питьевой водой из расчёта 2 литра в сутки в течение 15 дней. 20 литровых бутылей на весь этот период понадобиться 8250 штук. Основные пункты водоснабжения будут находиться (указать места на схеме).

5. Служба технического обеспечения проводит техническое обслуживание машин и механизмов, ремонт их на месте и на ремонтных предприятиях, а также обеспечивает запасными частями и агрегатами.

Задача: Для поддержания круглосуточного режима работы спецтехники необходимо производить их  постоянный ремонт и техническое обслуживание на каждый второй день, для этого необходимо иметь резерв различных запасных частей. Всего в ликвидации ЧС задействовано 14 погрузчиков и 28 грузовиков. Сколько запасных частей будет использовано за 15 суток ликвидации ЧС, если в среднем на грузовой автомобиль расходуется 5 запасных частей, на погрузчик 4 запасные части.

Решение:

1) ремонт 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 дни = всего 7 раз

2) 5+4 всего 9 запасных частей за ремонт

3) 9*7=63 запасных части для спецтехники

Ответ: Служба технического обеспечения должна проводить техническое обслуживание машин и механизмов и обеспечить их запасными частями. В ликвидации ЧС задействовано 14 погрузчиков и 28 грузовиков, на каждые вторые сутки на ремонт грузовика тратиться 5 запасных деталей, а на погрузчик 4. Всего за 15 дней ликвидации ЧС будет израсходовано___63________запасных детали. Размещение службы технического обеспечения рекомендуем  (указать место на схеме).

6. Служба материального обеспечения занимается снабжением спасательных формирований продовольствием, питьевой водой, средствами и имуществом противохимической, противорадиационной и медицинской защиты, специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами, а также организацией мест приёма пищи, отдыха и специальной обработки.

Задача: Для ликвидации ЧС задействовано 42 единицы спецтехники, которая работает круглыми сутками в течение 15 суток. Для работы каждой единицы в среднем требуется топлива из расчёта 10 литров в час. Стоимость одного литра топлива составляет  44 рубля. Каковы материальные затраты на приобретение топлива для ликвидации последствий ЧС?

Решение:

1) 15*24=360 часов работы

2) 360*42=15120 моточасов

3) 15120*10=151200 литров топлива

4) 151200*44=6 652 800 рублей

Ответ: Перед нашей службой стоит задача обеспечить спасательные формирования продовольствием, средствами противохимической защиты, медицинской защиты, строительными материалами, топливом. Для задействованных в ликвидации ЧС 42 единиц техники на 15 суток необходимо закупить ___151200______ литров топлива, что составит затраты в размере ______6652800__________ рублей. Организацию мест приёма пищи мы предлагаем осуществлять (указать место на схеме).

7. Служба медицинского обеспечения решает конкретные задачи по сохранению здоровья и работоспособности спасателей, оказанию помощи пострадавшим и больным, их доставке в медицинские учреждения и предупреждению инфекционных заболеваний.

Задача: Пятидесяти пострадавшим в результате ЧС медики прописали антибиотик широко спектра действия, который необходимо употреблять по 0,5 грамма 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 8 таблеток по 0,25 грамма. Каким наименьшим количеством упаковок антибиотика должны быть обеспечены медики для оказания лечения указанному количеству пострадавших.

Решение:

1) 0,5*3=1,5 грамма в день

2) 8*0,25 = 2 грамма в упаковке

3) 1,5 * 8 = 12 граммов: 2= 6 упаковок на одного

4) 6*50= 300 упаковок антибиотика

Ответ: Служба медицинского обеспечения решает конкретные задачи по сохранению здоровья и работоспособности спасателей, оказанию помощи пострадавшим и больным, их доставке в медицинские учреждения и предупреждению инфекционных заболеваний. Для оказания медицинской помощи 50 пострадавшим в городе необходимо поставить  300 упаковок антибиотика. Угрозу возникновения инфекционных заболеваний видим прежде всего (указать место на схеме).

– Спасибо всем за оперативность решения поставленных задач. Я сейчас у меня к вам вопрос. А есть ли на нашем плане объект повышенной опасности. Какой это объект и какую опасность он несёт?? Они называют Молокозавод. возможна утечка аммиака.

Учитель выключает экран. Коллеги, прошу также обратить внимание, что в зонах заражения устанавливаются специальные знаки. Давайте с вами внимательно рассмотрим такой знак. Мы видим, он данный знак разделён на четыре части, в каждой из которых наносится своя маркировка. Рассмотрите внимательно маркировку и предположите, что она обозначает. Работа со знаком + отдых для глаз.

Давайте с вами вспомним химические и физические свойства аммиака и порядок защиты от аммиака если вы находитесь на улице. Аммиак легче воздуха в 1,7 раза, растворяется в воде. Нейтропного действия. Защитить органы дыхания влажной тряпкой, уйти в низину или перпендикулярно распространению. Одежда, противогаз с коробкой серого цвета.

Продолжим разбирать возможные последствия ЧС.

Одна из задач ликвидации ЧС это санитарная обработка населения после пребывания в зоне ЧС, где возможно было заражение пострадавших. В своих планах вы видите в чем заключается основное содержание санитарной обработки (Санитарная обработка — удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление АХОВ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова, СИЗ, одежды (частичная — в течение 1 часа, полная — не позднее 3-5 часов)).

Как вы понимаете что такое санитарная обработка, какие виды её — это частичная и полная санитарная обработки. Молодцы правильно.

Мы эвакуировали из зоны ЧС двух пострадавших. Я приглашаю сюда по одному человеку от каждой службы обеспечения, четыре человека сюда и три человека сюда. Перед вами находятся пострадавшие и одинаковые комплекты для проведения санитарной обработки. Посовещайтесь между собой и расскажите всем нам о своих действиях. Вы должны произвести частичную санитарную обработку, а вы полную.  (Они делают, я обсуждаю проведённую работу). Уважаемые спасатели, как определить какая санитарная обработка должна быть выполнена с конкретным пострадавшим человеком. (учащиеся отвечают что зависит от одежды)

Учитель выделяет критерии различия: частичная — протереть дез.средствами, обтряхнуть, прополоскать рот, умыть. Полная — обмыться (принять душ), обработать вещи, пререодеться.

Кроме вышеперечисленного ваши службы должны обеспечить жизнь пострадавшего населения в результате ЧС. Какие жизненные потребности, необходимо обеспечить в первую очередь? Посмотрите на перечень жизненно важных потребностей который вам предложен, (пауза). А все ли из перечисленных потребностей жизненно важны в условиях ЧС. Давайте по порядку, сам зачитываю (могу потянуть время).

Перечень жизненно важных потребностей для обеспечения пострадавшего населения:

  • вода,
  • культурный досуг,
  • продукты питания
  • жильё
  • предметы первой необходимости (одежда, обувь)
  • информация,
  • маникюр,
  • спорт,
  • медицинское обслуживание
  • транспорт,
  • парикмахерские услуги,
  • коммунальные (тепло, свет)
  • Молодцы. Спасибо всем службам обеспечения за работу. Будем очень надеяться, что такая ЧС на самом деле никогда не произойдёт.
  1. Подведение итогов. Оценка ответов учащихся.

Подводя итог сегодняшнего урока, скажите мне пожалуйста так какова же главная задача организации ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Правильно — это спасение людей. Вы сегодня отлично поработали, показали себя очень активно.

5. Рефлексия. (отвечают по кругу все) Давайте вспомним.

1. Скажите какова была цель сегодняшнего урока?

2. Что на уроке запомнилось больше всего?

3. Что было непонятно из урока?

4. Узнали ли вы что то новое сегодня?

Сегодня за успешную работу вы получаете удостоверение юного спасателя. Ученик за заслуги получает удостоверения на весь класс. Также вы получаете диски с информацией по сегодняшнему уроку и домашним заданием. За плодотворную работу вы все получаете отлично.

Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами поработать. До свидания.

Самоанализ

Тема урока: Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах ЧС.

Тип урока:  урок изучения нового материала с применением средств ИКТ.

Цель урока: Постановка цели урока «Формирование знаний об основных принципах и значении организации и ведения аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций»,

продиктована логической связью между обучением, воспитанием и развитием как основными компонентами учебной деятельности. Исходя из поставленной темы, её актуальности, типа урока были сформулированы задачи:

обучающие: формирование умения систематизировать и ориентироваться в полученных знаниях, свободно владеть ими и применять на практике.

развивающие: формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля; формирование умений работать с различными видами источников; развитие коммуникативных компетенций.

воспитательные: развитие внимания, памяти, познавательного интереса к предмету, умение рассуждать и аргументировать свои ответы.

На уроке использовалась «тактика сотрудничества». Чтобы вовлечь всех ребят в работу на уроке, за основу взял развитие познавательного интереса и познавательной деятельности учащихся.  На уроке  были использованы  словесные, наглядные и практические методы обучения, а так же межпредметные связи с математикой и химией.

Урок был построен в виде деловой игры. Применение мультимедийных средств позволило активно вовлечь учащихся в атмосферу урока и сконцентрировать их внимание.

Все этапы урока логически связанны и соответствуют принципам научности и последовательности обучения.

Урок начался с актуализации опорных знаний в форме фронтальной беседы, в ходе которой  учащиеся вспомнили  виды ЧС характерных для Камчатского края, после чего была определена тема  урока и совместно с учениками была сформулирована цель урока.

На протяжении всего урока учащиеся получают новые знания в виде выполнения практических задач.

Учитывая направление класса на углубленное изучение математики, задания используемые на уроке носили математический характер. По ходу работы учащиеся заполняют оперативную сводку, что позволяет, не только систематизировать информацию, но и применять её для решения проблемных вопросов.

Для наглядности и лучшего усвоения и закрепления материала был использован наглядный метод демонстрации способов санитарной обработки.

Рефлексия направлена на оценку личного психологического состояния учащихся и дает возможность оценить результативность урока. Ребята показали достаточный уровень восприятия материала.

Получив домашнее задание на СD дисках учащиеся имеют возможность повторить пройденный на уроке материал и закрепить полученные знания.

Подводя итог, хочется отметить, что цели урока достигнуты,  активность учащихся была высокой, временные рамки урока были выдержаны.

На мой взгляд задачи урока выполнены в полном объёме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *