Эссе «Я — учитель»

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,
а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,
что он есть, должен быть и не может быть иным.
Эта уверенность встречается редко и может доказана только жертвами,
которые человек приносит своему призванию.
Л.Н.Толстой

1 сентября 1984 года. Мальчик с большими голубыми глазами, одетый в темно-синюю школьную форму, впервые в жизни перешагнул порог школы. Озерновская средняя общеобразовательная школа №3 Усть-Большерецкого района. 1″Б» класс. Кто бы мог подумать тогда, что этот мальчишка, с гордостью идущий на свой первый урок с огромным букетом для своей первой учительницы, через 15 лет сам станет учителем. В тот день он с восхищением и любовью смотрел на Антонину Васильевну Дулину — своего первого школьного учителя. Он понимал, что она становится для него второй мамой, готовой придти ему на помощь в любой момент. Именно она заложила в его сердце первые представления о том, что учитель — это прежде всего надёжный друг и помощник.

Шли годы. Менялись учителя, ученики и школа. Но каждый учитель остался в сердечной памяти навсегда не только своими уроками, но и своими убеждениями, отношениями к жизни, истории, к нам.

15 лет прошло. Не много и не мало. За плечами остались школа и институт. Из мальчика сформировался юноша, осознающий свои поступки, с огромным желанием испытать судьбу, уверенный, что всё в этой жизни ему подвластно.

Страна переживала трудности. Во всех сферах жизни государства и общества происходили большие перемены. Ломалась целая цивилизация. На смену открытой, доброй и щедрой русской культуре приходила новая экономическая конкурентная реальность. Изменялись взгляды людей на историю и отношение к жизни. Великий народ, давший миру лучшие умы, сделавший потрясающие открытия, народ — Победитель, прошедший через тяжелейшие исторические испытания и вынесший на своих плечах лишения и невзгоды не доставшиеся ни одному государству в мире, стал презирать свои традиции, бояться или стесняться своей истории. Желание большинства заработать деньги бросило на произвол семьи, культуру, традиции и здоровье нации в целом. Тесные связи между людьми словно тонкие нити разорвались в одно мгновенье. Разваливались предприятия, не выплачивалась зарплата, увеличивалась преступность. Взрослые, поглощённые своими проблемами, стали мало уделять внимания подрастающему поколению. Терялась связь поколений. И в это время казалось, что именно «Я», как молодой учитель, смогу передать подрастающему поколению те ценности, на которых воспитывался сам — уважение к Родине, к труду, к старшим, к истории и культуре нашего Отечества.

Имея за плечами образование учителя истории, я пошёл работать в Пионерскую среднюю общеобразовательную школу. Небольшая школьная нагрузка по истории и моё увлечение работой с деревом привели к тому, что я совмещал преподавание истории с преподаванием технологии у мальчиков. Но уже тогда пришло осознание: знаний, полученных в институте и в школе, для своей работы мне недостаточно. Учащиеся старших классов воспринимали меня как авторитетного друга, ведь я был немного старше их. Но несмотря на молодость, ответственность с меня никто не снимал. Происходящие на тот момент времени исторические события требовали понимания и осознания прежде всего с моей стороны, а от этого зависело какими получат новые знания школьники. Это подтолкнуло меня к получению второго высшего образования по специальности «Юрист» и смене работы.

Авторитетный друг. Мастер. Увлечённый человек. Руководитель. Воспитатель. Педагог. Учитель. Кто «Я»?

Долгие 9 лет я находился в поиске ответа на этот вопрос, пытаясь реализовать себя через работу в других сферах. Со временем я всё больше и больше приходил к мысли, что реализовать себя как личность и профессионал, быть счастливым я смогу только придя в школу. Юношеская уверенность в том, что именно ты можешь повлиять на чью-то судьбу и благодаря тебе произойдёт формирование личности вернули меня в школу. Подобно путешественнику, возвратившемуся домой после долгих странствий и скитаний, я испытал огромное чувство удовлетворения и безграничной эйфории.

Школа. Я дома. Всё живёт и дышит. Здесь ждут тебя открытого и простого, готового понять, принять, любить и простить. Здесь чистые и невинные души детей, искренние детские взгляды, как у меня самого, вступающего в школьный мир, мечтают вместе с тобой о том, как сложится их жизнь; ведут на бой полки; открывают неизвестные миры и познают себя. Здесь не устаёшь от работы, потому что она стала частью твоей жизни, и ты мечтаешь только о том, чтобы поскорее вернуться туда.

Дети. Ученики. Они, выражаясь словами Д. И. Менделеева, «проросшие семена». Каждый ребёнок — формирующаяся личность, которая обязательно окажет влияние на этот мир. Через труд учителя в каждом ребёнке увековечивается и путешествует сквозь время личность самого педагога.

Учитель не просто передаёт знания и учит, как извлекать их из различных источников, и как применять эти знания на практике. Учитель сам является источником знаний. Слово учителя способно пробудить в ребёнке мечту, вдохновить его на великие свершения, подвигнуть к выбору будущей профессии.  Он образец практически во всём.

Учитель — больше чем профессия: не просто призвание — это образ жизни. Ведь зачастую учитель, не задумываясь, отдаёт своё время и сердце детям, пренебрегая своими личными интересами и интересами своей семьи, и счастлив тот учитель, семья которого целиком и полностью разделяет и понимает его. Учитель — это фундамент государства, потому как, в сложные моменты государственных перемен, именно учитель своим трудом сохраняет и приумножает «разумное, доброе, вечное».

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

Вероника Тушнова

P.S. И очень бы хотелось, чтобы и мои ученики когда-нибудь воспользовались моими советами, использовали знания полученные на моих уроках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *